You are here
"Серый кардинал" возвращается
Экс-глава СДПУ(о) и бывший глава Администрации Президента Леонида Кучмы Виктор Медведчук заявил, что возвращается в политику. Многие о нём подзабыли. Сейчас стоит вспомнить, какими делами отметился сей персонаж. Это длинная история подлости, предательства, вымогательства и коррупции.
"Я возвращаюсь в публичную политику для того, чтобы бороться", - заявил Медведчук во время видеобращения в Facebook. При этом он отметил, что его возвращение не связано с будущими парламентскими выборами. Можно предположить, что бывший "серый кардинал" двора президента Кучмы приглядел себе место в рядах "донецкой" команды. Согласитесь, этот деятель органично вписался бы в эту тусовку.
О Викторе Медведчуке лучше всего говорят его дела. А еще — характеристики тех, кто с ним сталкивался в жизни. Многие из тех, кто давал В. Медведчуку самые уничижительные оценки — мертвы. Тем ценнее их свидетельства.
Подробный список деяний Виктора Владимировича приводит Константин Иванченко в "Аргументе".
Уголовное дело — избиение несовершеннолетнего. 1973 — 1974 годы. Автор скандально известной документальной книги «Нарцисс» публицист, экс-депутат ВРУ Дмитрий Чобит утверждает, что 25 апреля 1974 года В.Медведчук и два его товарища по «добровольной народной дружине» (ДНД) были осуждены по ст. 102 УК УССР — за нанесение телесных повреждений несовершеннолетнему Андрею Кричаку 8 ноября 1973 года. Мера наказания — два года лишения свободы каждому (приговор Ленинского районного суда г.Киева).
Но 6 июня 1974 года постановлением судебной коллегии по уголовным делам Киевского городского суда под председательством судьи Сапронова приговор Ленинского народного суда был отменен, а дело возвращено на дополнительное расследование.
Впоследствии переквалифицировано на статью 166 ч. 2 УК (Превышение власти или служебных полномочий), которая предусмотривала значительно меньшее наказание. Также принимая во внимание положительные характеристики и участие в работе подразделениий милиции, добровольных народных дружинах, привлечение к уголовной ответственности следствие посчитало «нецелесообразным». 19 ноября 1974 уголовное года дело было закрыто.
В связи с этим 7 апреля 2004 года Печерский районный суд города Киева удовлетворил иск В. Медведчука к Д. Чоботу и постановил, что уголовное дело В.Медведчука было закрыто из-за отсутствия состава преступления * (см.Примечание).
Юридическая победа В. Медведчука в одиозном, полностью контролируемом Администрацией Президента Печерском суде столицы, не развеяла сомнений в наличии судимости у лидера СДПУ(о) в стане его критиков.
Более того: эта веха в биографии В. Медведчука многими экспертами и политиками трактуется как повод для т.н «вербовочного подхода», который, вероятно, был осуществлен КГБ УССР к перспективному, амбициозному студенту. Подразумевается, что В. Медведчук стал негласно сотрудничать с КГБ «в обмен» на прекращение уголовного преследования.
Агент КГБ «Соколовский». Версия, что В. Медведчук был завербован КГБ, нашла непрямые подтверждения позже. В частности, в опубликованных записях бывшего майора УГО Николая Мельниченко тогдашний председатель СБУ Леонид Деркач в разговоре с Президентом Леонидом Кучмой утверждал: В. Медведчук длительное время был агентом КГБ, имел агентурную кличку «Соколовский».
Сам В. Медведчук опровергает работу на КГБ: «Вы знаете, это полный абсурд, который ничего большего, чем смех, у меня не вызывает» («Украинская служба Би-Би-Си», 4 октября 2002 г.).
Из книги «Кто есть кто. На диване президента Кучмы». Диалог Президента Украины Леонида Кучмы и председателя СБУ Леонида Деркача:
ДЕРКАЧ: «...сам Медведчук же по хулиганству тут проходил, а сейчас все документы, которые по хулиганству были, все эти дела распорошены, там почти одни крошки.
КУЧМА: Ну, что тут делать? Ну, это же нам известно, что он был и агентом КГБ стопроцентно.
ДЕРКАЧ: Кому известно? Вам известно, мне известно.
КУЧМА: Ну, а документы какие-то остались там у вас?
ДЕРКАЧ: Есть его псевдоним — «Соколовский». Каких-то документов, чтоб официальных — все спалили. Почему спалили? Потому что даже когда он в Киевсовет шел в депутаты, то прямо вызывал работников Марчук (Евгений Марчук — бывший глава СБУ, до того — начальник 5-го Главного («диссидентского») направления КГБ УССР — «А») и говорил: «Всех коптить, чтобы только был Медведчук на выборах». Это однозначно.
КУЧМА: Я так чувствую, что до сих пор Марчук на них влияние имеет.
ДЕРКАЧ: Влияние имеет и всегда может сказать: «Ты рот откроешь, я сделаю публикацию». Я просто говорю, что он может их, как это говорится, закопать просто. Но если они бояться афиши, то... И Суркис тоже ж, долго очень работал...
КУЧМА: Агентом?
ДЕРКАЧ: Да.
Медведчук информацию из Интернета о своем уголовном прошлом высмеял, но прямо не опроверг. Суркис благоразумно промолчал. Ведь о негероическом прошлом Медведчука и Суркиса было известно и другим украинским правоохранительным органам. Министр внутренних дел Кравченко обеспокоенный усилением своих конкурентов с уголовным прошлым, также представил 10 июля 2000 года по распоряжению Кучмы досье на лидеров СДПУ(О).
КРАВЧЕНКО: Я думаю, что небезопасно допускать Медведчука к власти. Он характеризуется как самый жестокий. То есть человек, который не имеет абсолютно никаких преград. Это еще когда он первый раз шел в депутаты, я был заместителем министра по оперативной работе, владел документацией, ездил тут по колониям (имеются в виду учреждения тюремной системы — Ред.), и все такое прочее. Мы такую справку нашли по университету, что он получил двести шестую статью, часть вторую и сто сорок первую — грабеж и хулиганство. Восемь месяцев отбыл в местах лишения свободы.
КУЧМА: Да ты что?!
КРАВЧЕНКО: У меня эта справка есть. Она и сейчас дорогая. По материалам суда все вычистили. Это единственное, что мы нашли, — это доклад Шейнина из прокуратуры Союза в России. Справочка есть — Медведчук. И, оказывается, в университете тоже нет материалов, хотя я знаю, что этот ректор ему не симпатизирует. Симпатий не имеет особых, но смогли же все почистить. Там было несколько таких строчек, что «безжалостный в проявлениях», вот я формулировку уже сейчас, в проявлениях к жизни и смерти. Что абсолютно безжалостный. Вот такая характеристика была по Медведчуку.»
Еще одно непрямое подтверждение причастности В. Медведчука к агентуре — но уже МВД в следующем факте. Известно, что В.Медведчук в Киевский университет им. Т.Шевченко по конкурсу не прошел. Однако 12 сентября 1972 приказом № 445-у ректора КГУ был зачислен в число студентов на основании разрешения МВД УССР. Причиной чего, по мнению Д. Чобита, автора биографической книги «Нарцисс. Штрихи к политическому портрету Виктора Медведчука», было «тайное сотрудничество с милицией».
"Дело Василия Стуса и Юрия Литвина". В. Медведчук был адвокатом известных украинских правозащитников, диссидентов — Юрия Литвина и Василия Стуса. Один из очевидцев процесса над В. Стусом — Евгений Сверстюк свидетельствовал: В. Медведчук сделал все, чтобы посадить за решетку известного поэта.
Подзащитный В.Медведчука Юрий Литвин получил 3 года лишения свободы в колонии строгого режима. И в последнем слове так оценил защиту со стороны В.Медведчука: «Пасивність мого адвоката Медведчука в захисті обумовлена не його професійним профанством, а тими вказівками, які він одержав згори, і підлеглістю: він не сміє розкривати механізму вчиненої проти мене провокації. Адвокатська участь у таких справах зведена нанівець — це ще одне свідчення відсутності в СРСР інституту адвокатури при розгляді політичних справ, де садять людей «інакодумаючих»...
Адвокатом Василия Стуса В. Медведчука утвердили, несмотря на многочисленные протесты самого обвиняемого. Суд над поэтом проходил за закрытыми дверями. Известный писатель, правозащитник, общественный деятель и друг В.Стуса Евгений Сверстюк вспоминает: «Коли Стус зустрівся з призначеним йому адвокатом, то відразу відчув, що Медведчук є людиною комсомольського агресивного типу, що він його не захищає, не хоче його розуміти і, власне, не цікавиться його справою. І Василь Стус відмовився від цього адвоката».
Об этом свидетельствует и жена В. Стуса Валентина. Но адвокат не отказался от порученного ему подопечного — пренебрегая профессиональной этикой и честью, В. Медведчук взялся «защищать» поэта, несмотря на высказанное адвокату недоверие, справедливые протесты и решительные возражения.
Как свидетельствует «Хроника текущих событий» — известный правозащитный журнал, издававшийся «самиздатом» в Москве: «адвокат (В. Медведчук. — „А“) в своей речи сказал, что все преступления Стуса заслуживают наказания, но он просит обратить внимание на то, что Стус, работая в 1979-1980 годах на предприятиях Киева, выполнял норму, кроме этого, он перенес тяжелую операцию желудка».
И еще один очень красноречивая деталь, характеризующая В.Медведчука с точки зрения морали и профессиональной ответственности. Как свидетельствует процитированная выше «Хроника текущих событий», поздно вечером 30 сентября 1980 года Михайлина Коцюбинская, Светлана Кириченко и Валерия Андриевская получили повестки на 1 октября в суд над В. Стусом в качестве свидетелей. Женщины сразу же связались с женой В. Стуса Валентиной Попелюх, от которой с удивлением узнали, что ей о суде ничего не известно. Суд шел уже два дня (29 и 30 сентября), но адвокат В. Медведчук даже не проинформировал родственников, в том числе жену поэта, об этом.
«Работа на Москву». Во властных коридорах Киева считается аксиомой, что Виктор Медведчук «работает на Москву». И является проводником и реализатором многих антиукраинских начинаний российского руководства.
Известно, что В 2004 году в Казанском соборе Санкт-Петербурга дочь В. Медведчука Дарью крестили президент Владимир Путин и жена первого вице-премьера Дмитрия Медведева Светлана Медведева.
В апреле 2008 года лидер СПУ Александр Мороз сообщил, что по его данным, Виктора Медведчука, пригласили работать в Администрацию Президента России.
«На поминках Алексия Второго, проходивших в подмосковной резиденции Путина [в узком кругу общим числом человек в сорок]... Первое скорбное слово произнёс Путин, второе — Медведев, третье, если очевидцам память не изменяет, — Грызлов.
Когда подошла очередь четвёртого, Владимир Владимирович Путин отметил: „Хочу предоставить его моему большому другу, патриоту своей страны...“ С рюмкой в руках из-за стола поднялся Виктор Медведчук» (газета «Левый берег», 23.01.2009г.).
Организация «кассетного скандала» и связь с майором Мельниченко. Политолог Тарас Кузьо одним из первых озвучил версию, о которой как о свершившемся факте говорят и в коридорах власти, и ветераны правоохранительных ведомств, причастные к расследованию «дела Гонгадзе», «кассетного скандала», «дела Гончарова» и «смежного» с ним дела — «банды оборотней»: Виктор Медведчук прямо причастен к майору Николаю Мельниченко и всему тому, что связано с ним: «Существует подозрение, что именно СДПУ(о) стоит за майором госбезопасности Николаем Мельниченко, чьи пленки с подслушанными разговорами в кабинете Кучмы привели к скандалу „кучмагейт“. Ходят слухи, что в средине 2000 года СДПУ(о) предложила Кучме передать власть Медведчуку, именно так, как поступил президент России Борис Ельцин относительно Владимира Путина. Кучма отказался» («Украинская правда», 17 декабря 2001 г.).
Сам В. Медведчук это предположение не комментирует.
19 октября 2004 года майор Н. Мельниченко заявил, что якобы владеет записями разговоров, сделанными в сауне Виктора Медведчука. Он пообещал предать их гласности и объяснить, что лично его связывало с В. Медведчуком и Г. Суркисом. Но, как всегда, обещание не выполнил. Вероятно, этот маневр был направлен на отвлечение внимания общественности от персоны В.Медведчука (агента «Соколовского»?).
Отъем бизнеса Константина Григоришина. В ночь на 12-е октября 2002 года в центре Киева гражданин России, президент украинско-российского СП «Энергостандарт групп» Константин Григоришин был задержан возле ресторана «Эгоист» спецподразделением «Сокол» УБОП МВД. При задержании убоповцы вытащили К. Григоришина из машины народного депутата Украины Владимира Сивковича, избили ногами и прикладами автоматов, после чего на глазах у свидетелей на Григоришина К. И. одели наручники, открыто(!) засунули в карман брюк пистолет и увезли в Печерское районное управление внутренних дел г. Киева.
Прибывшим в райотдел адвокатам задержанного было сказано, что К. Григоришин задержан за незаконное хранение и ношение оружия. Как оказалось позже, на пистолете не было отпечатков пальцев К. Григоришина (он был в заводской смазке), к тому же Григоришин всего за несколько часов до инцидента прилетел из Москвы в Киев. Во время прохождения таможни у него не было никакого оружия, а с трапа самолета и до места его захвата К. Григоришина сопровождали шестеро вооруженных бойцов спецподразделения «Титан». Поднялся скандал, и вскоре К. Григоришина отпустили.
Вскоре после этого бизнесмен-миллиардер К. Григоришин (раньше контролировал ряд украинских облэнерго и активы в машиностроении и металлургии), заявил, что В. Медведчук и его партнер Г. Суркис угрожали ему убийством. Цель — завладеть его бизнесом. По словам К. Григоришина, который осенью 2002 года был арестован и брошен в тюрьму, лидеры (в ту пору) СДПУ(о) грозили вывезти его в лес и «похоронить заживо».
В. Медведчук отверг обвинение К. Григоришина.
19 декабря 2003 г. The New York Times опубликовала статью — историю преследования К.Григоришина В. Медведчуком и Г. Суркисом. Этот материал с подписью «Друзья Украины» опубликован на правах рекламы (стоимость $50 тыс.).
Отказ от сводного брата. Журналисты газеты «Украина молода» нашли в Одесской области брата В. Медведчука по матери — Владимира Гулько, самого старшего из братьев. В.Гулько жил на грани нищенства, будучи тяжело больным. По его словам, отношения со своими братьями — Виктором и Сергеем — оборвались в 1980 году, после смерти матери. Причина — спор о наследстве.
До этого времени, как утверждал сам В. Гулько, братья с ним общались. «Витя был хорошим мальчиком, нежным. Когда был маленьким, я много о нем заботился. Уже студентом Виктор приходил ко мне в ресторан «Киев». Говорю, есть хочешь? — Хочу. Кормил его. «Денег нет? На тебе несколько рублей», — вспоминает старший брат Медведчуков («Украина молода», 19 июня 2003 г.). Теперь же, когда Владимир оказался в крайне тяжелой жизненной ситуации, и Сергей, и Виктор Медведчуки, отказались ему помочь.
Фальсификация выборов. 2004 год. Во время президентских выборов 2004 года окружение кандидата в Президенты Виктора Ющенко обвиняло В. Медведчука в фальсификации выборов. Якобы он поставил в администрации Президента транзитный сервер, благодаря которому команда кандидата от власти Виктора Януковича корректировала итоги голосования 31 октября 2004 года. Но вина В. Медведчука так и не была доказана, а уголовное дело «о транзитном сервере» — расследовано.
Незаконная приватизация. В феврале 2006 года министр внутренних дел Юрий Луценко заявил, что В. Медведчук фигурирует в ряде уголовных дел, в частности о незаконной приватизации: «Этот человек проходит по делам о многих незаконных действиях, в частности о незаконной приватизации» (радио «Свобода», 2 февраля 2006 г.). Никаких продолжений высказывание Ю. Луценко не имело.
«Вавилон». 2008 год. 19 мая 2008 года в.и.о. председателя СБУ Валентин Наливайченко заявил: Службой безопасности задокументированы случаи подкупа избирателей и раскрыта схема подкупа избирателей под названием «Вавилон», которая является разработкой российских политтехнологов. По словам В. Наливайченко, СБУ проверяла причастность В. Медведчука к заказу у российских политтехнологов системы «Вавилон».
В. Медведчук подал в Шевченковский районный суд г. Киева иск о признании недостоверной и неподтвержденной информации, озвученной руководителем. 4 декабря 2008 года суд признал информацию, распространенную В. Наливайченко, недостоверной.
Незаконное присвоение звания полковника. В сентябре 2005 года В. Медведчук был разжалован министром обороны Анатолием Гриценко из полковника запаса в капитаны.
Материальное положение. 2011 год: журнал «Фокус» оценил состояние В. Медведчука в $ 234, 5 млн. (№ 69 в рейтинге 200 самых богачей Украины).
В 2003 году, по словам В. Медведчука, он задекларировал доходы в размере 3 млн. грн. По данным польского еженедельника Wprost, в 2002 году В. Медведчук входил в тройку самых богатых людей Украины — его доходы оценивались в $ 800 млн.
Медведчук утверждает: свой бизнес он начал с адвокатской деятельности в начале 90-х. «Мой бизнес можно проверить, начиная с 1992 года... Я создавал очень много структур, где получал как оплату не только гонорары за создание и юридическое сопровождение, но и акции многих предприятий.
Это — Украинский кредитный банк, это — объединение „Славутич“, многие другие структуры» («Украинская правда», 23 ноября 2001 г.). По его словам, эти компании брали кредиты в иностранных банках и использовали их в двух направлениях — на закупку и переработку нефтепродуктов и сельхозпроизводство. О трасте «Омета-ХХІ век», который, как утверждает Дмитрий Чобит, «нагрел» многих доверчивых граждан, Виктор Медведчук не любит вспоминать.
Сегодня, по словам В. Медведчука, он не имеет никакого отношения к предпринимательской деятельности. Его прибыль — дивиденды от банковских вкладов.
Ccылки по теме:
Организатор «Европейской школы мира» оказался жуликом
СБУ поймала на взятке академического педагога
Богатые не платят: сколько налогов "закрысили" украинские олигархи?
Новый министр обороны Украины – бездарный политик, нерадивый бизнесмен и просто нехороший человек
"Семья" захватывает зернорынок
Кто вы, mr. Yanukovych?