You are here
Анатомия Семьи. Рассуждения провластного политолога

С легкой руки украинских журналистов примерно два года назад появился термин «Семья» - для обозначения той части окружения Виктора Януковича, которая не вписывалась в традиционные группы (Ахметова, Фирташа, Клюева, Коломойского). Чем же Семья является на самом деле?
О структуре Семьи рассуждает в своем блоге на «Украинской правде» политолог Кость Бондаренко.
Кость Бондаренко. Источник фото: lenta-ua.net
От CRIME.in.UA
Кость Бондаренко в своё время успел побывать функционером Партии регионов, да и сейчас он близок к этой политсиле. Вполне возможно, он где-то недоговаривает, что-то передергивает, но в целом его «выкладка» весьма интересна и где-то полезна.
Сначала «случайных» людей записывали в группу «людей Юры Енакиевского», затем появилась мода говорить о близости этих людей к старшему сыну президента – Александру Януковичу. Наконец, любое назначение в правительстве начали трактовать как «усиление Саши». Александру Януковичу приписали не просто чрезмерное влияние на кадровую политику отца – ему приписали чуть не теневое руководство страной.
Юрий Иванющенко. Источник фото: lb.ua
Говорить о монолитности «Семьи» сегодня – это то же, что верить в монолитности Партии регионов (отсутствие внутренних групп влияния, споров, дискуссий) в 2010 году. Говорить об определяющем влиянии Александра Януковича на «Семью» - это то же, что говорить о монопольном влияние Рината Ахметова на ПР три года назад. Изображение «Семьи» в виде какого-то мощного монстра, возглавляемого сыном президента – это слишком просто и слишком схематично.
Читайте также: Молодой успешный подставной. Анатомия «младоолигарха» Курченко
То, что журналисты окрестили «Семьей», имеет гораздо более глубокую и сложную природу. На сегодняшний день «Семья» - это сложный конгломерат политиков, бизнесменов и чиновников, которых объединяет главный фактор: их призыв в управленческую сферу состоялся преимущественно после прихода к власти Виктора Януковича.
Ринат Ахметов. Источник фото: nacburo.org
Если Ахметов, Клюев, Фирташ, Левочкин ковали победу Януковича, подставляли ему плечо кто в 1997-м, кто в 2002-м, кто в 2004-м, а кто – в 2010 году, прошли с ним все лишения или пришли в команду в сложные для него времена, то «Семья» начала формироваться в то время, когда Янукович был уже у власти. Первым не нужно доказывать свою преданность. Вторым нужно доказать свою состоятельность. Первые выбрали Януковича своим вождем и лидером, другие – шефом и боссом. Для первых он – primus inter pares (первый среди равных), для вторых – сюзерен. Первые знают, что они много сделали для того, чтобы Янукович добился победы. Вторые осознают, что для них сделал Янукович, чтобы они могли достичь властных высот.
Между первыми и вторыми существует антагонизм, который совершенно понятен и естественен. Это антагонизм аристократии и дворянства, бояр и опричников, магнатерии и шляхты, сеньоров и рыцарей. Но если средневековые монархи травили дворян на аристократов, превращая их в карающее оружие в собственных руках, то Виктор Янукович использует наличие группы «служилых» для уравновешивания интересов.
Финансовый блок
Внутри «Семьи» есть свои группы интересов. Если к финансовому блоку правительства (Арбузов, Соркин, Колобов) еще с натяжкой можно подогнать ярлык «друзья Александра», то силовики в эту категорию не вписываются.
Сергей Арбузов. Источник фото: gazeta.zn.ua
В свое время молодые и амбициозные ребята типа Арбузова пытались найти свое место в революционном лагере.
Читайте также: Сергей Курченко стал «пятой колонной» Газпрома
Хотя для Донбасса участие в тех или иных политтусовках общеукраинского уровня более чем условно – здесь более важны персонифицированные ориентиры. Их поиск и желание «делать дела» был замечен. Один за другим представители этой группы начали занимать должности в правительстве. И не факт, что эти должности достались им пожизненно – насколько мне известно, сегодня перед финансовым блоком стоит задача успешно преодолеть кризисные явления в экономике. И дальнейшая судьба группы будет зависеть не от того, с кем и когда они подружились, а от эффективного отчета о выполнении поручений.
Силовики
Другую группу образуют руководители силовых ведомств. Ни Захарченко, ни Лебедев, ни Якименко не относятся к группе Александра Януковича. Силовики – это исключительная прерогатива самого Виктора Януковича. Это – люди, которым президент должен доверять. К этой же группе можно отнести и Генерального прокурора Виктора Пшонку.
Генпрокурор Виктор Пшонка. Источник фото: hvylya.org
Очевидным преувеличением является информация в различного рода изданиях о якобы наличии конфликта между Министерством внутренних дел и прокурорскими структурами – знатоки, напротив, говорят о довольно тесном сотрудничестве ГПУ и МВД в течение последнего года (этому, кстати, немало прямых и косвенных доказательств).
Энергетики
Эдуард Ставицкий. Источник фото: lenta-ua.net
Третья группа - группа с особой историей, но вряд ли с причастностью к Александру Януковичу. Имеется в виду «энергетическая группа» - Эдуард Ставицкий и Олег Проскуряков - ориентирована также непосредственно на президента.
Олег Проскуряков. Источник фото: oblrada.kharkov.ua
По большому счету эту группу вряд ли можно отнести к «Семьи» - генезис этой группы является тем элементом, который способен разрушить сам миф о «Семье».
Младоолигархи
Наконец, есть еще и четвертая группа, которая недопредставлена в исполнительный власти, но в Верховной Раде имеет уже 14-16 «штыков», и обладает влиянием на энергетический рынок Украины и на медиа-сферу. Это группа Сергея Курченко.
Сергей Курченко. Источник фото: "Корреспондент".
Зачисление его к группе Александр Януковича не совсем уместно – здесь скорее руководствуются гипотезами и предположениями.
Читайте также: Неофеодализм-2. Кровавый заповедник Януковича
Курченко – это довольно интересное явление. Этот проект делает лишь первые шаги, но в 2014 году будет иметь серьезное политическое влияние. Особенно когда речь пойдет об обеспечении новых экономических мостов с нашими партнерами на Востоке.
Папа – гарант и регулятор
Важный момент: принадлежность к условной группе не защищает участников этой группы от конфликтов между собой – и мы несколько месяцев назад наблюдали ряд конфликтных ситуаций между «семейными» и «семейными» - в частности за полномочия и контроль над ведомствами.
Кстати, вряд ли оправдаются предположения некоторых экспертов о том, что «Семья» или отдельные ее сегменты «съедят» Ахметова или Фирташа. Слишком значительна их роль. Слишком мощные их заслуги. Да и правило балансов и равновесий требует их присутствия в политике и экономике страны. Янукович выступает в роли регулятора правил и гаранта привилегий по принципу «каждый обладает тем, чем владеет». Поэтому можно говорить скорее о заключении коалиций и блоков внутри властной команды, тектонических сдвигах в группах (тактический союз Клюева и Арбузова, дистанцирование и новое приближение Колесникова, уход Хорошковского, союз Пшонки и Захарченко, сближение Фирташа и Ахметова и др.), чем об обострении «внутривидовой борьбы».
Читайте также: Щедрость властителя Межигорья. Ставицкий получил на кормление «Укртрансгаз»
В условиях отсутствия в украинской политике противостояние между властью и оппозицией (через анемичность оппозиции), развитие и относительная стабильность системы обеспечивается благодаря внутриинституционному противостоянию во власти. В частности, тем механизмам, которые обеспечивают группы, объединенные журналистами и экспертами в условный лагерь «Семья».
Перевод CRIME.in.UA
Ссылки по теме:
Неофеодализм. Крепостное право в охотничьих угодьях Виктора Януковича
Маленькое «межигорье» завхоза Семьи (+фото)
Милиция разыскивает киллера, который в 1990-х расчищал дорогу для будущей «элиты» страны (+фото)
Тень Клюевых. Странное событие в Межигорье
Источник заставочной иллюстрации: uainfo.org